Мокрое дело (статья из журнала "Красота и здоровье", июнь 2007)

08.11.2012
Лето в городе – серьезная проблема. Особенно в том случае, если выражение «сухо и комфортно» для вас не просто рекламный слоган, а идея фикс. Потеть или не потеть? – вот в чем вопрос. Конечно, потеть, только в разумных пределах! Однако как быть тем, кто страдает гипергидрозом – повышенной потливостью? Постоянно влажные руки, мокрое лицо, темные пятна на одежде – неэстетично, асоциально, стыдно…

Об этих неприятностях пора забыть, благо что решить эту проблему сегодня можно быстро и очень эффективно. Гипергидроз подразделяют на общий и локальный. Общая потливость – это всегда проявление чего-то глобального: эндокринных нарушений (сахарный диабет, тиреотоксикоз, климактерический синдром), инфекционных, онкологических и нейрогенных заболеваний. В этом случае требуется серьезное медицинское обследование и назначение соответствующего лечения.

Другое дело – локальный гипергидроз. Он может наблюдаться у лиц с вегетососудистой дистонией, а может быть эссенциальным (первичным). Американские исследователи выяснили, что от постоянно мокрых подмышек, ладоней и стоп страдает 2,8 % населения США. Если использовать те же данные применительно к Москве, цифра окажется впечатляющей – 300 000 человек! Вариантов решения проблемы достаточно. Единственное, что требуется, – выбрать оптимальный. Консервативные методы К таким способам борьбы с повышенным потоотделением относят применение антиперспирантов, ионофореза и ботокса. Антиперспирант алюмохлорида гексагидрат используют для борьбы с локальным гипергидрозом уже 80 лет.

Раньше препарат изготавливали в аптеках (болтушки белого цвета). Кстати, в Европе эта традиция сохранилась до сих пор, у нас – нет. Данное соединение не регулирует работу потовых желез. Эффект сухости достигается за счет блокировки их выводных протоков своеобразными «заглушками», образующимися в результате взаимодействия хлорида алюминия и белков кожи. Сегодня алюмохлорид выпускают в форме парфюмерно-косметических средств (дезодоранты-антиперспиранты с концентрацией активного вещества от 3 до 6 %) и медицинских препаратов, в которых его содержание достигает 15–30 %.

Оказывается, самая большая наша ошибка в использовании антиперспирантов заключается в том, что мы привыкли наносить их утром, после душа. В это время суток потовые железы начинают активно работать и заполняются влагой. Даже если какой-то процент алюмо­хлорида и попадает внутрь, пот тут же выбивает его на поверхность – и все вещество остается на одежде. Чтобы этого не случилось, антиперспирант нужно наносить на чистую сухую кожу вечером, когда деятельность желез минимальна. За шесть – восемь часов сна вещество проникает в них и образует «пробки», которые и обеспечивают защиту от пота на следующий день. Медицинские антиперспиранты, содержащие не менее 15 % активного вещества, требуют еще более строгого соблюдения правил нанесения: взаимодействие алюмохлорида с водой способно привести к образованию соляной кислоты, что вызовет сильное раздражение или ожог кожи.

Антиперспиранты помогают в 60 % случаев тем, кто страдает подмышечным (аксилярным) гипергидрозом. Они удобны и просты в применении. К сожалению, такие средства подходят не всем. Они способны вызывать раздражения и аллергические реакции. Ионофорез появился в начале XX века. Метод основан на применении электрического тока. При лечении дер­матологических заболеваний (экзема, псориаз и т. п.) электролитическими ванночками врачи заметили, что проходила и потливость ладоней.

Правда, механизм положительного воздействия до конца объяснить они так и не смогли. Выполняют процедуру следующим образом: пациент на 20–40 минут погру­жает руки или ноги в специальные ванночки с водой, через которую пропускают слабый электрический ток. Сеанс повторяют через день. Он способен помочь тем, у кого по разным причинам «не сложились отношения» с антиперспирантами. Метод ограничен в использовании: обычно его применяют для стоп и ладоней (делать ванночки для подмышечной области неудобно).

Имеет ряд противопоказаний: беременность, наличие металлических имплантатов, сердечные патологии, эпилепсия. Как любая часто повторяемая физиотерапевтическая процедура с использованием токов, может негативно сказаться на состоянии кожи, суставов и нервов. Поэтому лечение лучше проводить краткими двухнедельными курсами с перерывами в полтора месяца. Ботокс– метод номер один с точки зрения эффективности, эстетичности и безопасности.

Ботулотоксин способен блокировать транспорт ацетилхолина (биологически активное вещество, передающее нервный импульс к исполнительным клеткам), который контролирует активность работы потовых желез. Препарат вводят подкожно. Это позволяет достичь полной блокировки выработки пота в среднем на 6–12 месяцев. Противопоказания к применению минимальные: беременность и кормление грудью, прием антибиотиков и антикоагулянтов, а также обострение любого заболевания. Метод не срабатывает лишь в 1 % случаев: при природной резистентности к препарату (что встречается крайне редко) либо при очень упорном, плохо поддающемся лечению гипергидрозе (чаще ладонном). Враги ботокса – баня и сауна: они сокращают срок действия препарата.

Самый часто задаваемый пациентами вопрос: куда после лечения будет уходить пот? Многие ждут отеков и повышения температуры. Не надо бояться – ничего страшного не случится: лишняя жидкость выйдет с мочой. Настоящая панацея. Метод подходит для лечения повышенного потоотделения ЛЮБОЙ локализации. Дорого и требует повторных инъекций, что не каждый может себе позволить. Хирургические методы Оперативным путем коррекцию гипергидроза проводят уже давно. Безусловно, такое вмешательство действенно, но признано исключительно крайней мерой.

Обращаться к нему стоит только в том случае, когда ничто другое не помогает. Существуют две методики хирургического устранения гипергидроза: кюретаж и эндоскопическая торакальная симпатэктомия (ЭТС). Кюретаж– локальное воздействие на зону повышенной потливости. Это очень распространенная операция, практикуемая уже более 40 лет. Смысл ее заключается в удалении потовых желез и разрушении иннервирующих их мелких нервных окончаний. В зависимости от способа выполнения кюретаж подмышечной области подразделяют на несколько видов: шейвинг (с использованием шейвера – вращающейся бритвы); ультразвуковой (с использованием ультразвуковой кюретки); липосакция (с использованием липосакционной кюретки); иссечение (удаление всей зоны гипергидроза). Последняя методика очень эффективна, но применяется только при наличии избытка кожи – в зрелом возрасте.

Юным пациентам ее не делают: существует риск возникновения контрактуры верхних конечностей (ограничение подвижности рук). Кюретаж позволяет добиться стойкого результата, хотя и не гарантирует сухости и комфорта, которые обеспечивает ботокс. После операции остаются следы от разрезов (правда, не слишком заметные). Есть опасность развития грубых (гипертрофических) рубцов. Имеются и противопоказания: наличие в прошлом гидраденита – воспаления потовых желез. ЭТС– операция несложная: через небольшие разрезы в грудную полость вводят эндоскоп и манипуляторы и под контролем зрения на определенном уровне симпатического ствола пересекают или пережимают клипсой нервные волокна.

В случае клиппирования после удаления зажима можно рассчитывать на восстановление волокон и таким образом устранить при необходимости проявления компенсаторной потливости. Чаще всего ЭТС используют для лечения ладонного гипергидроза (при обязательном условии сильной социальной, а не только эстетической мотивации!). К этому методу прибегает один пациент из десяти. Операция считается достаточно легкой и позволяет раз и навсегда решить проблему локального гипергидроза. ЭТС может привести к появлению общей (взамен ладонной) потливости тела, что переносится значительно хуже.

Алюминиевый миф
Натуральная косметика для тела и волос

Возврат к списку